вторник, января 09, 2007

Плутарха читала, а Маркса и Ленина не Асилила

Неделя новогодняя, вполне можно заняться подведением итогов года, и прежде, чем говорить, собственно, вообще об итогах, мне бы хотелось сделать маленькое философское отступление на тему того, как соотносится Россия и демократия. Потому что в последнее время очень много слышно всяких разговоров о том, дескать, что с России спрашивать – недавно я слышала заявление Герхарда Шредера на эту тему - что вот Россия - она не подготовлена к демократии, Россию надо прощать, беречь и помогать ей войти в круг Европы, у нее никогда не было демократических традиций, поэтому, типа все вроде Литвиненко можно ей прощать. Я когда услышала это заявление, сразу вспомнила мою любимую книжку Плутарха, одну из биографий, биографию Деметрия - это, если помните, сын Антигона, одного из Диадохов, который завоевал, в числе прочего, и Афины. В биографии Деметрия замечательно рассказано, как город Афины, который был просто светочем и средоточием демократии, какие он воздавал почести Деметрию буквально спустя несколько лет после того, как по его площадям гуляли самые знаменитые ораторы и самые замечательные Аристотели. Читаю: «Афиняне были первыми, кто провозгласил Деметрия и Антигона царями, хотя до того о ба всячески отвергали это звание. Они были единственные, кто нарек их «богами-спасителями», отменившие старинное достоинство Архонт-Эпонима, они решили ежегодно избирать жреца-спасителя, и все постановления и договоры помечать его именем. Место, куда впервые ступил Деметрий, сойдя с колесницы, они освятили и воздвигли там жертвенник. Самой чудовищной выдумкой было соображение, чтобы лица, отправляемые Собранием к Антигону и Деметрию именовались не послами, но фиорами – то есть, как будто это были послы к божествам. В довершении всего афиняне назвали месяц Манихион Деметрионом, канун новолуния – Деметриадой, а праздник Дионисия переименовали в Деметрий. И еще, в довершение ко всему, было вынесено следующее решение, - афинский народ постановляет: все, что ни повелит царь Деметрий, да будет непорочно в глазах богов и справедливо в глазах людей». Это я к тому, что нет народов, приспособленных, или неприспособленных к демократии вообще, а всегда бывают политические обстоятельства, которые очень быстро из свободного народа делают черт знает, что – неважно, это афинский народ, римский или российский, и наоборот. Видимо, свобода такая штука, которой, к сожалению, легче лишиться, чем завоевать снова. Итак, возвращаясь к тому, о чем я хотела говорить – об итогах года – я думаю, что даже попрошу слушателей задавать вопросы в основном стратегические, по итогам года, а не по мелким вещам, даже если эти вещи касаются сегодняшних заявлений в английской прессе о деле Литвиненко. Мне бы хотелось начать вот, с чего – в последнее время мы все время слышим, что в России построено сильное государство. Ну, сильное государство – это, прежде всего - классические приметы сильного государства, по тов.Ленину и тов. Марксу – это наличие армии и полиции.
Радиостанция «Эхо Москвы»: Код доступа, Суббота, 6 Январь 2007
отсюда

Комментариев нет: